В 2025/26 учебном году классные руководители продолжат работу по реализации ООП по ФОП в рамках своих должностных обязанностей.
Кроме этого классные руководители продолжат:
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
В 2025/26 учебном году классные руководители продолжат проводить занятия «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» – цикл еженедельных внеурочных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности для 1–11-х классов. Занятия проходят по понедельникам первым уроком – как рекомендовало Минпросвещения в своих методрекомендацияхpdf.
«Разговоры о важном» вносят в план внеурочной деятельности. В планах внеурочки по ФГОС-2021 можно выделить для этого курса отдельное направление, например «Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики». По ФГОС второго поколения, в том числе ФГОС СОО, «Разговоры о важном» можно включить в одно из направлений, которые есть в стандартах. Больше всего подойдет духовно-нравственное направление.
«Разговоры о важном» – самостоятельный федеральный проект и значимая, необходимая часть воспитывающей деятельности школы. Темы, содержание занятий и материалы для их проведения разрабатывают на федеральном уровне.
В методрекомендациях выделяют несколько ценностно-смысловых линий, которые классные руководители будут раскрывать на занятиях «Разговоры о важном». Они способствуют формированию российской гражданской идентичности у детей и подростков. Всего девять ценностно-смысловых линий:
- Главная ценность – это люди.
- Счастье жить в России.
- Кто, если не я.
- Россияне – все вместе мы сила.
- В слове «мы» – сто тысяч «я».
- Будущее – это мы.
- Служение вместо потребительства.
- Семья – пространство любви, школа взаимного самопожертвования.
- Каждый может стать героем.
Рекомендуется проводить «Разговоры о важном» в различных формах: деловые игры, дискуссии, анализ текстов и карт, конкурсы, викторины и т. п. По итогам каждого занятия следует выдавать домашние задания для совместного обсуждения с родителями.
Реализация профминимума
Школы реализуют профминимум в 6–11-х классах через все виды образовательной деятельности школьников. Классные руководители принимают в этом непосредственное участие: совместно с советником директора по воспитанию организуют участие детей в проекте «Билет в будущее», проводят внутри классов различные профориентационные мероприятия. Например, классные часы, беседы по профессиональному самоопределению, экскурсии и т.п.
Классные руководители также работают по этому направлению и с родителями: оказывают им информационную поддержку о том, какие возможности для профессионального развития дает населенный пункт и регион. Это могут быть тематические родительские собрания, рассылки по электронной почте или в мессенджерах и прочее. Подробнее о том, как организовать и проконтролировать профориентацию читайте в рекомендации.
Чтобы правильно построить общение с родителями на тему профориентации, классные руководители опираются на Методические рекомендации по взаимодействию с родителямиpdf. В них педагоги найдут практические советы родителям по профориентации в кругу семьи, описание форматов работы с родителями и т.п. Классные руководители могут использовать памятку для родителей, чтобы помочь им построить диалог с ребенком на тему выбора профессиональной траектории.
Трудовое воспитание
Школа реализует трудовое воспитание в соответствии с поправками, которые внесли в ФЗ «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ). Поэтому классные руководители должны привлекать учеников к общественно полезному труду. Например, это может быть дежурство в классных кабинетах, дежурство по школе, участие в акции по посадке деревьев или цветов на пришкольной территории, создание событийного дизайна – оформление кабинетов и рекреаций к классным или общешкольным мероприятиям и т. п. А также вовлекать учеников в добровольческую и волонтерскую деятельность.
Информационная безопасность
Классные руководители участвуют в обеспечении информационной безопасности детей в школе. Они формируют у детей информационную и цифровую грамотность через различные виды воспитательной работы: беседы, классные часы, игровую, проектную и исследовательскую деятельность и т.п.
Минпросвещения рекомендует использовать в работе памятки (письмо от 24.05.2023 № 07-2755). Памятки для детей и родителей разработала Ассоциация организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям. Их можно использовать в работе с детьми и родителями. Со школьниками – в рамках учебных и внеклассных занятий. С родителями или законными представителями – при проведении родительских собраний, лекций и иных мероприятий. (письмо Минобрнауки от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации»).
Для школьников предлагают по цифровой гигиене 4 памятки . Они содержат рекомендации о том, сколько времени можно проводить в сети, как соблюсти анонимность и защитить свои персональные данные, а также как избежать интернет-зависимости.
Для родителей подготовлены 21 памятка. В них постарались охватить все аспекты информационной безопасности детей и подростков. Памятки содержат пояснения, каким рискам и опасностям может подвергаться ребенок в соцсетях, видеохостингах, при участии в прямых трансляциях, в онлайн-общении с незнакомцами и т. п. Кроме того, дают практические советы родителям о том, как оградить детей от нежелательного контента, обеспечить родительский контроль и заключить с ребенком соглашение об использовании гаджетов. А также как помочь ребенку, если он оказался в опасной ситуации, например подвергся кибербуллингу.
Памятки https://sh11-chita-r76.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/vospitatelnaya-rabota/kafedra-klassnyh-rukovoditeley/pamyatki/
Профилактика радикализации
Воспитательные дела по профилактике радикализации школьников классные руководители планируют с учетом комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2024–2028 год (план Президента от 30.12.2023 № Пр-2610). Педагоги могут опираться на методические рекомендации, которые направило Минпросвещения совместно с другими ведомствами. В рекомендациях разъясняют, как выявлять категории школьников, которые особо подвержены влиянию террористических организаций и радикальных идеологий. А также предлагают различные методики и форматы реализации профилактической работы.
При подготовке и проведении мероприятий по профилактике радикализации школьников классные руководители могут использовать методические, информационные, аналитические и статистические материалы, которые размещены на сайтах антиэкстремистского и антитеррористического содержания. Например, на сайте Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет http://нцпти.рф/ разработчики размещают видеоматериалы, сборники сценариев профилактических мероприятий, памятки и карточки, чек-листы по работе с группами риска.
Задача классных руководителей – наблюдать за поведением, внешним видом учеников, кругом общения с целью выявления признаков экстремистских проявлений. А также проводить профилактическую работу в рамках воспитательной работы с классом — общую, адресную, индивидуальную.